Перекресток семи дорог

МАГИЧЕСКАЯ ТРОПА => Целительство => Тема начата: Ирина от 11/04/2012 14:07:04 pm

Название: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:07:04 pm
Не знаю как в других практиках, здесь я буду отталкиваться от крия йоги. Так сложилось... Это не я такая умная. Это по материалам Свами Сатьянанда Сарасвати. Я просто испробовала это на себе, поэтому предлагаю вам...

Может быть в других "видах" йоги все происходит по другому. Может быть, вам есть что добавить... Это только приветствуется
Итак...

Практики крия йоги имеют собственный специфический план развития, который делится на три составные группы. Эти группы объединяются совместно следующим образом:

1. Пратьяхара (отключение чувств).

2. Дхарана (концентрация).

3. Дхьяна (медитация).

Эти три группы практик следуют одна за другой, и конечной является дхьяна, а точнее, то, что находится за ней.

Весь этот процесс прогрессивен, естественен и должен исполняться без какого-либо напряжения и чувственных расстройств.Более того, не ожидая никакого результата. Ведь этот самый результат может оказаться совсем не таким, как мы его себе представляем... 

Это весьма существенно для обнаружения спонтанного потока дхьяны. По этой причине рассмотрим эти  процессы более детально.
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:07:49 pm
Пратьяхара

Пратьяхара (санскр. प्रत्याहार, «отбрасывание, отрешение») — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Удержание состояния «Здесь и сейчас»

Со дня нашего рождения мы устроены так, что постоянно замкнуты в своих ощущениях на внешний мир и верим, что он является единственной реальностью. Вся наша мотивация идет прямо от внешних ощущений и переживаний, а в результате нам становится достаточно трудно познать свое внутреннее существо.

 Это первая преграда в постижении йоги, и она крайне трудна для преодоления.

Ум устроен таким образом, чтобы получать сигналы, приходящие к нам из внешнего мира, и отвечать на них. Он развернут в сторону внешнего стимулирования, а так как внешний мир постоянно занимает наши органы чувств, то и наш ум оказывается постоянно занятым.

Действие же пратьяхары направлено в сферу прекращения состыковки сознания с чувственными органами. И это, как следствие, вызывает осознание своего внутреннего существа.

Сознание подобно капризному ребенку: оно всегда делает противное тому, что вы хотите, а посему, как уже случалось не раз, многие люди, прилагая крайние усилия для того, чтобы отсоединиться от внешнего мира, стать независимым по отношению к нему, из-за своих крайних усилий получали совершенно противоположный результат.

Вместо отсоединения от внешнего мира, они получали еще большую привязанность.

 Зачастую это ведет к расстройствам и прекращению работы и, как следствие, к все большему самокопанию и самоуглублению.

Крия йога, призывает войти в дом нашего сознания через обратный вход, то есть в первой группе крий не делается никаких попыток как-то обуздать или обрубить связи с внешним стимулированием.

Предписывается, чтобы даже глаза, которые получают огромное внешнее воздействие, остались открытыми на протяжении всех ранних крий. Практикующий, исполняя крий, позволяет появляться чувству внешнего раздражения, не обращая на него какого-либо особого внимания, просто наблюдая его проистечение. Через некоторое время наше сознание обратится внутрь естественно и спонтанно.

Отключение от внешних источников стимулирования, однако, несет свои собственные проблемы и зачастую приводит к обратному крену — полному сосредоточению на внутренних мыслительных процессах и психических проблемах.

У людей обычно существует предубеждение, что сознание находится где-то в глубине этих явлений, и, следовательно, отсоединение сознания от внешнего мира ведет к воссоединению и идентификации с истинным сознанием.

Практикующий начинает в очередной раз размышлять о своих личных проблемах, страхах, конфликтах или погружается в какие-то планы, иллюзии и тому подобное.

В данном случае человек подобен пчеле, которая с громадным трудом вытащила себя из липкого меда с одной стороны кувшина, а теперь залетает с другой стороны, думая, что сейчас уж все будет в порядке. И таким образом освобождение практикующимся от внешней зависимости приводит к противоположному уклону — как говорится, из огня да в полымя. Так что тот, кто хочет получить реальное продвижение в йоге, должен постараться избегнуть как одного, так и другого процесса.

Многие люди пробуют медитировать. Они закрывают глаза, стараются отключить внешний мир и тут же переполняются подсознательными мыслями и психическими видениями.

Это не так чтобы слишком плохо на ранних стадиях йогической практики. И, даже более того, может быть полезным в том смысле, что происходит изживание негативных раздражающих самскар нашего подсознания.

Но в дальнейшем же практикующий должен выйти из-под обаяния этого мира, мира внутренних подсознательных чувств. Это приведет практикующего к верному исполнению пратьяхары, а затем, соответственно, и дхараны.

Особенностью софистического подхода крия йоги является то, что она говорит о необходимости нахождения баланса между обращённостью во внешний мир (мир внешних объектов, отвлекающих сознание) и мир внутренний (мир, который погружен в разного рода психические видения и сновидческие картинки).

 На ранних практиках глаза бывают открытыми в продолжение некоторого времени, затем они закрываются. Это позволяет сознанию практикующего придерживаться некоего срединного пути, ибо закрытые глаза имеют тенденцию сбить практикующего на путь самокопания и самоуглубления, в то время как открытые глаза — на путь отвлечения сознания внешними раздражителями.

 В конце концов, тактика открытых-закрытых глаз приводит к нахождению некоторого рода точки равновесия и автоматически начинающейся получаться дхаране, а дхарана — это, собственно говоря, уже входные ворота в дхьяну.

 Глаза то открываются, то закрываются через определенные промежутки времени, а это приводит к фантастическим результатам. Систематическое и качественное же занятие пратьяхарой в свою очередь приводит непосредственно к дхаране.
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:08:36 pm
Дхарана

Дхарана — это полная концентрация ума на каком-то объекте или мысли.

После завершения начальной группы крий, по всей вероятности, вы окажетесь в царстве пратьяхары.

По сути дела, ваш результат будет зависеть от регулярности и интенсивности практик, а также и от того, в чем — в суматохе или успокоенности — пребывает ваш ум.

Когда практики пратьяхары будут закончены, глаза следует продолжать оставлять закрытыми.

 В идеале, на этой стадии и внешние, и внутренние раздражители должны быть успокоены, и тогда в дело вступает вторая группа крий, которая должна привести вас к дхаране.

Она постепенно, шаг за шагом, направляет ваше сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия. По мере прогресса в практиках крий ваш ум станет все более и более сдержанным и все более и более целеустремленным. Тогда дхарана начнет получаться совершенно спонтанно.

Отличительной особенностью крия йоги является то, что концентрация никогда сознательно не усиливается. Она возникает спонтанно, по мере исполнения механики крий.

 Сбитые с толку словом «концентрация», практикующиеся зачастую стараются приложить некие внутренние, а иногда еще и внешние усилия для того, чтобы перейти к последующим медитативным практикам, но это ведет только к головной боли и расстройству.

Ряд людей напрягает мышцы рта, лица, стараясь напрячь ум и таким образом усилить концентрацию. Они это делают потому, что не знают, что концентрация есть существенная часть высших йогических практик и достичь ее можно, только поднявшись до высших ступеней дхараны, а она должна совершаться совершенно спонтанно.

Никакое усиление концентрации, никакое внешнее и внутреннее усилие не есть настоящая концентрация. Всякое напряжение ведет к напряжению в уме, что в свою очередь уводит практикующего с пути дхьяны. Спонтанно же получающие концентрация и дхарана ведут к дхьяне.
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:09:18 pm
Дхьяна

Дхья́на (санскр. ध्यान, dhyāna IAST, «сосредоточение, созерцание») — медитативное состояние

Нам, собственно говоря, нечего сказать о дхъяне, так как она по сути дела не поддается выражению в словах, а когда ее познаешь, то тогда уже не нужны никакие слова.

 Да и, собственно говоря, никаких специальных техник для дхьяны нет. Все техники крия йоги, правильно исполняемые, ведут к дхъяне непосредственно.

Следует помнить, что пратьяхару, дхарану и дхьяну связывает единый и непрерывный поток. Никаких жестких делений, какие даем им мы, по сути дела, не существует.

Вся классификация, которая здесь приведена, существует только для объяснений. Не относитесь к этой классификации как-либо серьезно.

 Если вы с должным вниманием и рвением отнесетесь к изучению крия йоги, то переход от ступеней будет происходить у вас незаметно и автоматически.

 Все случится само собой. Все, что вам нужно, это только делать практики...
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:10:10 pm
СРЕДСТВА

Каждая индивидуальная крия состоит из определенного числа вспомогательных техник.  Они могут быть классифицированы и сведены в следующие группы:

1. Асана (положение физического тела).

2. Мудра (внешнее выражение внутреннего положения).

3. Бандха (психофизический замок).

4. Мантра (особые звуковые формы, которые вызывают тонкие ощущения и изменения).

5. Пранаяма (манипулирование дыханием и контроль за праной).

6. Каналы течения физической энергии сознания.

 Они скомбинированы в особой, научно обоснованной манере для того, чтобы вызвать определенные изменения в человеческом существе. А эти изменения, в свою очередь, вызывают процессы пратьяхары, дхараны и дхьяны — то, о чем мы говорили раньше.

Асаны. Это особые специфические позиции для физического тела. В крия йоге они преимущественно сидячие. Без стабильного, комфортабельного положения, в принципе, невозможно перейти к пратьяхаре и поэтому необходимо научиться принимать асаны и пребывать в них так, чтобы они были комфортны вам и не раздражали ни тела, ни сознания.

Мудры. Это особые физические положения тела, которые вызывают специфические физиологические, психические и ментальные изменения в вашем существе. Мудры, зачастую, используются в бандхе и пранаяме для внутреннего подъема сознания по определенным каналам тока психической энергии.

Бандхи. Это физиологические замки, которые сжимают отдельные участки тела и заставляют его сосредоточиться на них. Они связаны с определенным типом дыхания и концентрацией на вышеупомянутых участках. Кроме физических изменений, бандхи также продуцируют глубокие физические и ментальные изменения человеческого естества. Они особенно могущественны при включении контроля за праническими силами тела.

Мантры. Существует громадное число мантр, каждая из которых имеет свою специфическую направленность и силу. Две мантры используются на стадии ранних крий.

Пранаяма. В первой группе крий особое внимание отдается развитию пратьяхары. Пранаяма же широко используется там как средство гармонизации пранических сил нашего тела. Потоки дыхания интегрируются с психическими токами сознания. В поздних криях используются более тонкие формы пранаямы, обычно известные как удджайи. Это оказывает неоценимую помощь при переходе к пратьяхаре и дхаране.

Психические токи сознания. Это витальные аспекты практики крия йоги. Они стали известны благодаря тонкому восприятию древних йогов. Наука о пране была широко распространена, особенно в Индии и Китае. В Китае она вылилась в так называемое тонкое знание об акупунктуре. В Индии же это развилось в пранаяму и пранавидью (науки о потоках праны). В крия йоге сознание движется по особым каналам физического тела. Движение по ним, в свою очередь, вызывает изменения в праническом и психическом токах тела. Эти гармонизирующие токи воздействуют на наиболее тонкие аспекты человеческого существа и оказывают большую помощь в развитии пратьяхары и дхараны.

Эти шесть типов техник являются базисными средствами крия йоги. Даже действуя по отдельности, они являются мощными физио-психико-психологическими инструментами. Когда же они скомбинированы в определенные структуры, они становятся йогическим «бульдозером», который не знает преград. Все они воздействуют особым тонким способом на праническое и ментальное тело. Они превращают существо практикующего в сверхчувствительный и мощнейший инструмент восприятия.
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:10:54 pm
ОТНОШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ БЕЗ УСИЛИЙ

Когда мы выполняем крия йогу, необходимо развить в ней такое отношение, чтобы стараться, не стараясь, и делать, не делая.  Однако прежде, чем вы будете пользоваться этим методом, помните, что сначала надо научиться делать каждую крию правильно.

При выполнении крии следует делать их так, чтобы они доставляли радость. Если же вы будете делать крии с удовольствием, без ощущения, что вы тянете какую-то очень трудную ношу, то в этом случае вы достигнете самых хороших результатов.

А если же вы дополните свое отношение и еще бесцельностью, имея определенную цель, и будете действовать без усилия через усилие, то тогда вы будете полностью на правильном пути. Постарайтесь не прикладывать никаких серьезных чувств к тому, что вы делаете. Позвольте криям просто «случаться», так чтобы они исходили из мандалы вашего существа.
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:11:43 pm
ОБ ОТСУТСТВИИ ЖЕЛАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

Отсутствие желания результата воздействует на нас точно так же, как и предыдущая идея о цели без цели. Постарайтесь делать практики крии без ожидания того, что они принесут вам какие-то великие результаты.

 Если вы человек верующий, то тогда исполняйте крии как своего рода богослужение, если же вы неверующий, то делайте крии для самих себя. В Уддхавад-гите Шримад Бхагаватам говорится: «Богослужение, исполняемое без ожидания награды, — это саттва. То, что делается с ожиданием награды, — это раджас, а то, что делается с целью нанесения вреда другим, — это тамас».

Дхьяна не творится какими-либо усилиями... она случается. Она случается спонтанно, когда сознание полностью свободно от эгоистических мотиваций, ожидание же рождает напряжение в сознании, которое и препятствует дхьяне.

Постарайтесь не интеллектуализировать практики. Это будет мешать трансформирующейся силе крия йоги воздействовать на вас.

Практикуйте, а ответы придут в свое время, и не беспокойтесь нисколько о том, будет ли прогресс или не будет, просто делайте практики регулярно. Чем меньше вы будете ожидать, тем быстрее вы достигнете успеха. Позвольте событиям происходить так, как они этого хотят. В тот момент, когда вы перестанете ждать и почувствуете себя полностью расслабленным, случится дхьяна, которая будет совершенно спонтанна.

Вы можете двигаться по тропе и веры, и неверия, это не столь существенно, главное, не ожидать результатов от духовных опытов, ибо ожидание означает эго, а эго не позволит достигнуть дхьяны.

Там, где есть эго, не может быть медитации, ибо там, где есть ночь, не может быть дня. Это полные противоположности. Не ожидайте ничего, и вы получите все и даже больше.
Название: Re: Азы медитации или немного о йоге
Отправлено: Ирина от 11/04/2012 14:12:39 pm
Эволюция в крия йоге рассматривается в вертикально-трансцендентальном смысле, т. е. по принципу «выше-ниже». Научные понятия эволюции принадлежат к сфере времени. Эволюция, о которой мы ведем речь, — категория вневременная.

Существует частный принцип, который генерирует мириады объектов во Вселенной. На санскрите он называется «каля». Именно он побуждает потенцию реализоваться в объектах через посредство точки, называемой бинду. Именно с этой точки или семени объекта, животного или человеческого существа или чего-либо подобного потенция может разворачиваться, проявляться и расти. Любой и каждый объект, большой или маленький, имеет бинду как свою первооснову. Бинду — это «хиранья-гарбха» — «золотое яйцо», или матка творения. И это несмотря на то, что бинду одновременно и имманентно, и трансцендентально.

Бинду — это своего рода калька со всех характеристик объектов, которые существуют; которые сами по себе формы не имеют, но берут ее в бинду. Природа развернутых объектов фиксируется калькой бинду.

Бинду одновременно есть выражение сознания и ограничения.

Некоторые объекты являются сознающими центрами (как, допустим, в случае с человеком), но большинство центров бессознательны (как то: элементы, камни и прочее).

Способность быть или не быть сознательным зависит только от природы аппарата этого индивидуального объекта, а он, в свою очередь, определяется бинду. Человек имеет такой аппарат, который позволяет ему быть сознательным центром.

Изначально есть два типа людей: те, кто стоят на пути павритти, и те, кто стоят на пути нивритти.

Стояние на пути павритти означает, что человек смотрит от бинду в направлении внешнего мира. Соответственно, он всегда мотивируется внешними объектами. На этой тропе находятся большинство людей современного мира, и эта тропа ведет, по сути дела, к рабству и удалению от самопознания.

С другой стороны, путь нивритти — это путь духовности, это путь мудрости; он подразумевает, что человек поворачивается лицом к бинду и начинает двигаться в сторону источника своего существа. Эта тропа ведет к свободе.

Тропа эволюции — это путь павритти, путь развертывания и путь проявления.

Тропа же инволюции направлена на познание индивидуального человеческого существа. Она ведет от бинду к сахасраре, что является главной целью йогических практик.