Перекресток семи дорог
ПУТЬ РАЗМЫШЛЕНИЙ => Психологические изыски => Тема начата: Юленька от 16/06/2013 16:20:05 pm
-
Есть такое направление в психологии - бихевиоризм. Так вот, изучив его, задумалась, а действительно, является ли любое наше поведение результатом нашего свободного, внутреннего выбора? Либо же мы всегда отвечаем на воздействие внешних факторов... ~^
-
Никогда об этом не задумывалась, но периодически чувствовала себя... не собой, что ли. Мне всегда казалось, что каждый человек состоит из целой массы чужих идей, мыслей, представлений. Ты живёшь, слушаешь, взаимодействуешь с миром, и он неизбежно влияет на тебя.
О, кстати! В литературе сейчас очень модно рассматривать такую проблему, как интертекстуальность. Суть её сводится к тому, что на создаваемое автором произведение воздействует огромное количество самых разных вещей. Всё, что писатель читал, слышал, видел, переживал может отразиться в том, что он пишет. Создать текст, полностью лишённый соотнесённости с реальной жизнью автора или предшествующей культурной традицией, по-моему, ещё никому не удалось.
-
Думаю, что многое зависит от жанра литературы и ее вида. А вообще - опыт человека и складывается из кусочков опыта других людей, культуры, традиций и т.д. Просто это все аккумулируется и пропускается через себя. На выходе рождается нечто свое, но базируемое на всем остальном. А как иначе?
-
Есть такое направление в психологии - бихевиоризм. Так вот, изучив его, задумалась, а действительно, является ли любое наше поведение результатом нашего свободного, внутреннего выбора? Либо же мы всегда отвечаем на воздействие внешних факторов... ~^
А я вот недавно задумалась о традициях и социальных установках. Насколько они действуют на нас? Причем, на пустом месте. Прочитала о рыбе фугу, которой любят пощекотать себе нервы японцы. Так вот, если клиент умрет, повар обязан выпустить себе кишки, сеппуку сделать.
И мне так стало жалко этого предполагаемого повара. А вдруг посетитель скончался от сердечного приступа? Или пусть даже и от рыбы, но ведь он сознательно пошел на этот риск. Почему еще кто-то должен умирать? О какой свободе выбора может идти речь.
Кстати, в Японии очень сильные суицидальные настроения. Может и из-за того, что вся жизнь строго регламентирована.
-
Кстати, в Японии очень сильные суицидальные настроения. Может и из-за того, что вся жизнь строго регламентирована.
Отнюдь. Швеция считается одной из самых демократичных и толерантных стран в мире, а суицида там больше чем в Японии.
И мне так стало жалко этого предполагаемого повара. А вдруг посетитель скончался от сердечного приступа? Или пусть даже и от рыбы, но ведь он сознательно пошел на этот риск. Почему еще кто-то должен умирать? О какой свободе выбора может идти речь.
Вот, как-то странно люди понимают свободу выбора, что-то типа, - "делаю, что захочу и ничего мне за это не будет".
Нет и быть не должно у повара общепита никакой свободы выбора! Как и у пилота, водителя автобуса, милиционера, врача, депутата, президента... Ибо должно быть такое понятие, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; и когда ты (в силу собственного свободного выбора) берешься обслуживать тем или иным образом других людей, ты обязан принимать и неизбежность наказания в случае не выполнения или неправильного исполнения своих обязанностей.
А у нас не принято отвечать за свои слова и поступки, потому и получается все в итоге, как в "Путанице" Чуковского.
-
Мы отвечаем на воздействие внешних факторов по собственному свободному выбору, а можем и не отвечать. Ну и пусть себе дождь, гром и молния, а я как сидела на лавчке семечки грызла так и буду сидеть. Вот. ( это к примеру)
-
Если продолжать аналогию, то сидя на лавочке во время грозы и дождя, можно либо получить удар молнии, либо промокнуть и олучить воспаление лёгких... в смысле, на "вызовы" окружения можно не отвечать, но жить так, как будто их не существует, влюбом случае не получится. Т.н. свобода выбора всегда ограничивается тем, что вокруг люди - и у них тоже есть свобода выбора. Полная свобода возможна разве что на необитаемом острове.
-
Есть такое направление в психологии - бихевиоризм. Так вот, изучив его, задумалась, а действительно, является ли любое наше поведение результатом нашего свободного, внутреннего выбора? Либо же мы всегда отвечаем на воздействие внешних факторов... ~^
Я могу объяснить перемены в поведении людей с астрологической позиции. Определённый набор черт характера, который есть у всех нас, неоднороден: есть положительное и отрицательное одновременно, а что из этого "набора" проявит себя в выбранный момент времени, зависит от влияния планет солнечной системы. Ярче всего влияет на нас Луна.
-
Тогда вообще дело плохо и выбирает всё таки луна, а не человек pardon
-
Тогда вообще дело плохо и выбирает всё таки луна, а не человек pardon
Вот все же получается, что сами по себе мы не обладаем свободой действий. Даже Луна определяет мое поведение. Тогда вопрос о мотивации затрагивает мою душу. А есть ли она? Или же это воля природы?
-
Вот все же получается, что сами по себе мы не обладаем свободой действий. Даже Луна определяет мое поведение. Тогда вопрос о мотивации затрагивает мою душу. А есть ли она? Или же это воля природы?
Конечно, мы обладаем свободой действий. А как же иначе? По другому было бы неинтересно жить. Может быть, кто-то скажет, что свобода - лишь иллюзия. Не поверю. Другое дело, что на нас больше всего влияет: страх или стремление к удовольствиям?
Мне кажется, это самые сильные мотивы к действию. Даже чувство долга - это лишь походная от страха не выполнить социальные установки, а значит оказаться одиноким и непринятым другими.
-
А есть люди которые не обладают выбором, они живут по чужому мнению, что тогда им делать? Можно от этого как то избавиться?
-
Если они захотят это сделать, то обязательно сделают, но сначала им придётся обзавестись своим мнением. А где его взять? Если они его где-то возьмут, то оно опять получится уже чужое, потому как если где-то есть что взять, то значит оно там откуда-то взялось, а откуда взялось? Только от других.
-
Другое дело, что на нас больше всего влияет: страх или стремление к удовольствиям?
Стремление к позитивному (удовольствию), лишь вариант избежать чего-то негативного (страха).
Т.е. если человеку хорошо - ему в принципе незачем куда-то или к чему-то стремится.